ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
(1265 – 1321)
Данте Алигьери – имя великого итальянского поэта претворилось в нашем сознании в символическое обозначение драгоценнейших достижений мировой культуры. Автора «Божественной Комедии» любят, ценят и почитают повсюду на земле.
Однако у итальянцев особое отношение к своему гениальному соотечественнику, для них он, прежде всего – создатель современного литературного языка. Латыни и диалектам, господствовавшим в 13-м и 14-м веках, Данте противопоставил язык, который стал родным для всех итальянцев. Подобно тому, как мы говорим о Пушкине: «Это наше все», итальянцы заявляют: «Данте – это символ Италии». В нем нашло отражение языковое единство Италии, которое лишь шесть столетий спустя получило свое политическое завершение.
Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 года. Род свой он возводил к римским гражданам и был склонен подчеркивать его знатность, хотя фактически он принадлежал к среднему сословию. О родителях его мы почти ничего не знаем, о детстве и юности его имеем лишь отрывочные сведения. Девяти лет от роду (так рассказывает Данте в «Новой Жизни») он влюбился в девочку своих лет - Беатриче, и память об этой любви преобразила его душу и жизнь. Любовь эта определила идеальное и возвышенное единство, которое так поражает в творчестве Данте. Уже в ранние годы Данте проявлял склонность к науке и поэзии. На основании упоминаний поэта можно установить, что он получил весьма поверхностное образование, которое расширил и довел до исключительной полноты благодаря упорной работе в зрелом возрасте.
Двадцати четырех лет от роду он принял участие в военных операциях против соседних городов – Ареццо и Пизы. В 1296 году Данте женится, а в 1300 осуществляет ответственные дипломатические поручения и исполняет обязанность приора. Данте играет значительную общественную роль и принимает активное участие в политике родного города.
Флоренция переживала в то время сложный политический и экономический кризис. Шла борьба осознавшей свое значение буржуазии с наследственной аристократией. В целом ряде итальянских городов возникли противоборствующие партии: гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторонники императорской власти). Борьба между ними приводила к изгнанию одной из враждующих сторон, причем вчерашние враги, очутившиеся вне пределов родного города, порой объединялись и сообща выступали против недавних своих единомышленников. Данте принадлежал к крылу так называемых «белых» гвельфов.
В то время, когда Данте представлял интересы своих соратников при дворе папы Бонифация VIII, «черные» гвельфы предали его суду, обвинив в интригах против церкви и прочих «грехах». Данте был приговорен к вечному изгнанию из родного города, а в случае появления во Флоренции – смерти на костре.
Незаслуженный удар глубоко оскорбил гордую душу Данте. Его горячее и бескорыстное стремление трудиться на пользу любимой Флоренции было втоптано в грязь. Несколько раз вспыхивала искра политических надежд Данте, но в 1316 году он был окончательно исключен из списка амнистируемых. В течение двадцати лет поэт скитался по Италии: Вероне, Равенне, Казентине, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов и правителей городов. Умер Данте в Равенне, где и теперь покоится его тело, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены прах того, кого она не сумела охранить при жизни.
Грустная и тревожная жизнь измучила вконец душу Данте, но вместе с тем она подготовила и предопределила величие его как поэта и мыслителя. Его творчество, несомненно, не могло бы отлиться в те формы, какие оно приняло, если бы Данте спокойно прожил свой век во Флоренции и отдавал свои досуги общественным делам. Во многом, годы изгнания вызвали к жизни и обусловили пафос «Божественной Комедии».
Для нас Данте прежде всего поэт, автор «Божественной Комедии», однако для полного и всестороннего истолкования его личности необходимо знать и помнить «Новую Жизнь», «Пир», «Стихотворения (Rime)», а также его латинские трактаты «О народном красноречии» и «О монархии».
Начало деятельности Данте тесно связано с новым направлением в истории итальянской поэзии, называемым «сладостным новым стилем». Поэты соединяют психологизм содержания и искренность с изысканностью мыслей, гармонией и благородством стиля. Любовь подвергается высокой идеализации – это возвышенное, облагораживающее чувство, имеющее большую нравственную силу. Женщина, «мадонна», рисуется как небесный ангел, реальные черты едва просвечивают оболочку таинственного сияния.
«Божественная Комедия» писалась почти 14 лет. Слово «божественная» прибавлено после смерти Данте, для него же была «комедия», понимая как соединение возвышенного с обыденным, а кроме того, он называл ее «poema sacra» – священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Данте преследовал поучительные цели, создавая произведение этическое, религиозное и ученое. Вместе с тем это – глубоко личное создание, где любовь Данте к Беатриче вырастает до размеров и таинственности спасающей благодати.
Величие Данте сказывается в способности творчески почувствовать органическое единство мира: «все во мне – и я во всем». В его произведении нет ничего случайного и ненужного. Космография, астрономия, математика, система мира Птолемея тесно сплетены у Данте с душевными порывами, с сердечными тайнами и самыми сокровенными мыслями. Одинаково знакомы ему «маленькая Флоренция», его родина, и «большая Флоренция» - вселенная. Сегодня мы ближе и лучше, чем современники Данте, можем понять его возвышенную интуицию, его ощущение цельности, взаимосвязанности человека и природы, прошлого и будущего, мира материального и духовного.
на главную
|